Блок цилиндров, коленвал и поршни
Разборка |
Детали блока цилиндров представлены на рисунке 3.58. |
Снимите двигатель и коробку передач. |
Снимите коробку передач с двигателя. |
Снимите маховик. |
Установите двигатель на стенд для капитального ремонта двигателя КМ 412. |
Слейте моторное масло из двигателя. |
Снимите головку блока цилиндров. |
Снимите масляный насос с блока цилиндров. |
Снимите все детали, прикрепленные к блоку цилиндров. |
Снимите ремень привода насоса усилителя рулевого управления/компрессора кондиционера. |
Выверните болты крепления компрессора кондиционера, и отклоните его вниз. |
Выверните болт/гайку и регулировочный болт заднего кронштейна насоса усилителя рулевого управления. |
|
Выверните болты 1 (рисунок 3.59) крепления кронштейна компрессора кондиционера. |
Снимите компрессор кондиционера, насос усилителя рулевого управления и кронштейн 2. |
Снимите кронштейн 3. |
Выверните верхний болт крепления генератора. |
Выверните нижний болт и гайку крепления генератора. |
Снимите генератор и ремень. |
|
Выверните болты 1 (рисунок 3.60) верхнего кронштейна крепления двигателя. |
Снимите скользящий кронштейн генератора 2. |
Снимите верхний кронштейн 3. |
Выверните болты 4 нижнего кронштейна крепления двигателя. |
Снимите нижний кронштейн 5. |
Снимите масляный поддон и маслоприемный патрубок в следующем порядке: |
|
- выверните болты 1 (рисунок 3.61); |
- выверните гайки 2; |
- снимите масляный поддон 3; |
- выверните болты 4; |
- снимите маслоприемный патрубок 5 и уплотнительное кольцо. |
Очистите привалочные поверхности масляного поддона и блока цилиндров. |
Снимите крышки шатунов в следующем порядке: |
- медленно поверните коленчатый вал, чтобы большая головка шатуна первого цилиндра была наверху; |
- выверните гайки крепления крышки шатуна; |
- снимите крышку головки шатуна; |
- наденьте на шпильки шатуна защитные шланги для предотвращения повреждения шатунных шеек коленчатого вала и стенок цилиндров; |
- нанесите метки на крышки головок шатунов; |
- снимите нижний вкладыш шатунного подшипника. Если вкладыш будет устанавливаться снова, приклейте его клейкой лентой к снятой крышке. |
Если в верхней части цилиндра образовался буртик, его необходимо снять разверткой или шабером, не повредив стенку цилиндра. Образование буртика указывает на усиленный износ цилиндра. |
Снимите поршень и шатун в следующем порядке: |
- снимите поршень и шатун, нажимая на резьбовую шпильку по направлению к головке блока; |
- снимите верхний вкладыш шатунного подшипника; |
- нанесите метки совмещения на поршень и шатун; |
- повторите операции с поршнями и шатунами второго и третьего цилиндров. |
Поставьте крышку на шатун и закрепите болтами, чтобы сохранить прежний порядок сборки деталей. |
|
Перед проверкой поршней с шатунами снимите с поршней поршневые кольца и тщательно очистите поршни (рисунок 3.62). |
Для снятия поршневых колец с поршней разожмите кольцо, вставьте под него равномерно по окружности два или три старых лезвия щупа и по ним сдвиньте кольцо с поршня. Будьте осторожны, не поцарапайте поршень концами кольца. Кольца очень хрупкие и могут треснуть, если их разжимать очень сильно. Обращайтесь осторожно с острыми рабочими кромками поршневых колец, чтобы не порезаться. Держите каждый набор колец вместе с поршнями для повторной установки их на свои места. |
Снимите стопорное кольцо и вытащите поршневой палец для разъединения поршня и шатуна. |
Проверка, измерения и регулировка |
Цилиндры |
Протрите стенки цилиндров и проверьте на отсутствие царапин или чрезмерного износа. При необходимости произведите расточку цилиндров. |
|
Измерьте внутренний диаметр цилиндров инструментом для измерения расточенных отверстий в продольном и поперечном направлениях в местах a, b, c (рисунок 3.63). Если измеренная величина выше номинальной (согласно спецификации), проведите расточку до следующего ремонтного размера. Номинальный диаметр цилиндров 68,570 мм. |
Измерьте конусность цилиндра, которая не должна превышать 0,10 мм. |
Измерьте овальность цилиндра, которая не должна превышать 0,05 мм. |
|
Поршни |
Прочистите поршень тряпкой из мягкой ткани и проверьте его на отсутствие повреждений, чтобы определить: заменить поршень или нет. |
|
Измерьте микрометром 1 (рисунок 3.64) диаметр поршня в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 15 мм от нижнего края юбки поршня. |
Вычислите разницу измерений между внутренним диаметром цилиндра (50 мм ниже привалочной поверхности головки блока цилиндров) и внешним диаметром поршня (15 мм выше края юбки). Номинальное значение зазора 0,025—0,045 мм. |
|
Поршневые кольца |
|
Проверьте зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки поршня. Для этого вставьте кольцо с наружной стороны в соответствующую канавку и щупом измерьте зазор между верхней поверхностью кольца и стенкой канавки (рисунок 3.65). Если измеренная величина превышает предельно допустимую, замените поршень. Зазоры между поршневым кольцом и стенкой канавки поршня приведены в табл. 3.4. |
Таблица 3.4 Зазоры между поршневым кольцом и стенкой канавки поршня |
|
|
||||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|
Проверьте зазор в замке поршневого кольца. Вставьте кольцо в соответствующий цилиндр и протолкните днищем поршня вниз цилиндра, чтобы исключить перекос кольца при измерении, после чего достаньте поршень. Измерьте зазор щупом (рисунок 3.66). Если зазор превышает норму, замените кольца и повторите процедуру. |
Если зазор слишком мал (что маловероятно), лучше всего подобрать новые кольца с нормативным зазором в замке. В противном случае из-за смыкания колец при работе двигателя произойдут серьезные поломки. В крайнем случае, зазор можно увеличить, аккуратно подпилив торцы замка кольца тонким надфилем. Для этого зажмите надфиль в тиски с мягкими губками, заведите кольцо так, чтобы торцы замка оказались по обеим сторонам надфиля; медленно перемещая кольцо, снимите излишний материал. Имейте в виду, что кольцо очень хрупкое и может легко сломаться. |
Если измеренная величина зазора превышает предельно допустимую, замените поршневые кольца. Величина зазора в замке поршневого кольца приведена в табл. 3.5. |
Таблица 3.5 Зазор в замке поршневого кольца |
|
|
||||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
Поршневой палец |
Измерьте зазор между поршневым пальцем и отверстием в поршне. Микрометром измерьте диаметр поршневого пальца. Нутромером измерьте диаметр отверстия в поршне для поршневого пальца. Вычислите разницу значений измерений между диаметром отверстия в поршне и диаметром поршневого пальца. Диаметры отверстия в поршне и поршневого пальца и величина зазора приведены в таблице 3.6. |
Таблица 3.6 Диаметры отверстия в поршне и поршневого пальца и величина зазора между поршневым пальцем и отверстием в поршне |
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
Шатуны |
Шатуны не требуют замены, за исключением случаев заклинивания двигателя или других серьезных поломок. Проверьте состояние шатунов визуально. Деформированные шатуны сдайте на станцию техобслуживания для проверки и ремонта опытным специалистом. |
Замена шатуна проводится только вместе с шатунной крышкой. |
|
Проверьте осевой зазор между нижними головками шатунов и упорными полукольцами (рисунок 3.67). Номинальное значение осевого зазора 0,10—0,20 мм, предельно допустимое значение — 0,35 мм. |
Для измерения радиального зазора шатуна необходимо использовать калиброванный пластиковый стержень Plastigage. |
Отверните болты и снимите крышку и вкладыши шатунного подшипника. Очистите вкладыш, крышку и шейку коленчатого вала. |
Отрежьте кусочек пластикового калиброванного стержня, длина которого равна ширине подшипника, и уложите его вдоль оси коленчатого вала на шейку шатунного подшипника. |
Установите крышку шатуна с вкладышем и закрепите ее гайками, затянув моментом 31—35 Н·м. При этом коленчатый вал не проворачивайте. |
|
Отверните гайки и снова снимите крышку шатуна. Сравните ширину деформированного пластикового стержня с измерительной шкалой, нанесенной на упаковке пластикового стержня (рисунок 3.68). По шкале определите радиальный зазор. Номинальное значение радиального зазора коленчатого вала 0,020—0,040 мм, предельно допустимое значение — 0,065 мм. |
Коленчатый вал |
Снимите блок цилиндров. |
|
Выверните болты и гайки 1 (рисунок 3.69) и снимите заднюю крышку с сальником 2 с блока цилиндров и прокладку. |
Выверните болты 3 и снимите крышки 4 коренных подшипников с вкладышами. |
Снимите коленчатый вал и верхние вкладыши коренных подшипников. |
Проверьте шейки коленчатого вала на шероховатость. Любая заметная шероховатость указывает на необходимость перешлифовки или замены коленчатого вала. |
Если коленчатый вал перешлифован, проверьте отсутствие заусенцев вокруг отверстий для смазки. Обнаруженные заусенцы удалите надфилем или шабером и тщательно очистите отверстия и каналы от стружки. |
Микрометром измерьте диаметр коренных и шатунных шеек коленчатого вала и сравните результаты с техническими данными. Шейки измеряйте в нескольких точках как по диаметру, так и по длине. Это позволит выявить овальность и конусность при их наличии. |
Проверьте поверхности контакта масляного сальника на каждом конце коленчатого вала на износ и другие повреждения. Если шейка от уплотнения сильно изношена, возможно, потребуется замена коленчатого вала. |
Износ шатунной шейки характеризуется стуками металлического тона, возникающими при работе двигателя под нагрузкой, при малой частоте вращения и уменьшении давления масла. |
Износ коренных шеек коленчатого вала характеризуется сильной вибрацией двигателя и стуком металлического тона, усиливающимся при увеличении частоты вращения двигателя, а также уменьшением давления масла. |
Даже если коренной и шатунный подшипники подлежат замене при капитальном ремонте двигателя, их необходимо тщательно осмотреть: по их дефектам можно судить о техническом состоянии двигателя. |
Подшипник может выйти из строя из-за недостатка смазки, попадания грязи и инородных частиц, перегрузки двигателя или коррозии. Причину, вызвавшую выход подшипника из строя, надо устранить прежде, чем двигатель будет собираться повторно. |
Для осмотра подшипников снимите и разложите их в таком же порядке, в каком они были установлены на двигателе. Это позволит определить соответствующую шейку коленчатого вала и облегчит поиск неисправностей. |
Инородные частицы могут попадать в двигатель различными путями. Металлические частицы появляются в моторном масле в результате нормального износа двигателя. Мелкие частицы вместе с моторным маслом могут попасть в подшипники и легко внедриться в его мягкий материал. Более крупные частицы, попадая в подшипник, могут царапать его или шейку коленчатого вала. Чтобы предотвратить выход из строя подшипника по этой причине, надо тщательно очистить все внутренние поверхности двигателя и содержать их в чистоте при сборке. Рекомендуется соблюдать требуемую периодичность замены масла с фильтром. |
Недостаточная смазка шеек коленчатого вала может быть вызвана многими причинами: высокой температурой масла, перегрузкой двигателя, утечкой масла и пр. |
Индикатором часового типа измерьте радиальное биение в центре коренной шейки, установив коленчатый вал в V-образные блоки и медленно проворачивая его. Если биение превышает предельно допустимое значение, равное 0,03 мм, замените коленчатый вал. |
|
Измерьте осевой зазор коленчатого вала. Установите на блоке цилиндров двигателя кронштейн с индикатором часового типа таким образом, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в торец коленчатого вала (рисунок 3.70). |
Переместите коленчатый вал вдоль оси в одну сторону до упора и установите индикатор на 0. Переместите коленчатый вал вдоль оси в другую сторону до упора и зафиксируйте значение на индикаторе. Номинальное значение осевого зазора коленчатого вала 0,11—0,31 мм, предельно допустимое значение — 0,40 мм. |
Измерьте конусность и овальность коренных шеек коленчатого вала, которая не должна превышать 0,01 мм. |
Для измерения радиального зазора в подшипниках коленчатого вала необходимо использовать калиброванный пластиковый стержень Plastigage. |
Отверните болты и снимите крышку и вкладыш коренного подшипника. Очистите вкладыш, крышку и шейку коленчатого вала. |
Отрежьте кусочек пластикового калиброванного стержня, длина которого равна ширине подшипника, уложите его вдоль оси коленчатого вала на шейку коренного подшипника. |
Установите крышку коренного подшипника с вкладышем и закрепите ее болтами, затянув моментом 55—60 Н·м. При этом коленчатый вал не проворачивайте. |
|
Отверните болты и снова снимите крышку коренного подшипника. Сравните ширину деформированного пластикового стержня с измерительной шкалой, нанесенной на упаковке пластикового стержня (рисунок 3.71). По шкале определите радиальный зазор. Номинальное значение радиального зазора коленчатого вала 0,020—0,040 мм, предельно допустимое значение — 0,065 мм. |
Маховик |
Проверьте маховик на износ со стороны сцепления и состояние зубьев зубчатого венца маховика. |
Если имеется износ поверхности маховика, контактирующей с диском сцепления, маховик необходимо перешлифовать. |
|
Индикатором часового типа измерьте биение маховика, установив коленчатый вал с маховиком в V-образные блоки и медленно проворачивая его (рисунок 3.72). Если биение превышает предельно допустимое значение, равное 0,2 мм, замените маховик. |
Блок цилиндров |
Используя металлическую линейку и щуп, проверьте плоскостность привалочной поверхности блока цилиндров. Если отклонение от плоскостности превышает 0,05 мм, необходимо перешлифовать головку. Если надо провести шлифовку на глубину более 0,15 мм, необходимо заменить блок цилиндров. |
Сборка |
Смажьте моторным маслом смазочную канавку и установите упорные полукольца так, чтобы смазочная канавка была направлена наружу. |
Установите верхние вкладыши коренных подшипников в гнезда так, чтобы смазочные отверстия были направлены к масляному фильтру, затем установите коленчатый вал. При установке вкладышей коренных подшипников нанесите слой моторного масла на внутреннюю поверхность вкладыша или на поверхность коренной шейки коленчатого вала. |
Установите крышки коренных подшипников с нижними вкладышами, помещенными в гнезда. Крышки коренных подшипников последовательно обозначены цифрами от 1 до 4. Затяните болты крепления крышек коренных подшипников моментом 50—60 Н·м. |
Смажьте моторным маслом рабочие кромки заднего сальника коленчатого вала. Установите прокладку и заднюю крышку блока цилиндров с сальником коленчатого вала. Нанесите на резьбу болтов крепления крышки контровочный состав, препятствующий их самоотвинчиванию, закрепите крышку болтами, затянув их моментом 9—12 Н·м. |
Установите масляный насос с прокладкой. Для предотвращения повреждения сальника масляного насоса оденьте шланг на конец коленчатого вала при его установке. Закрепите масляный насос болтами, затянув их моментом 9—12 Н·м. |
Соберите поршень и шатун в следующем порядке: |
- установите поршневой палец; |
- закрепите поршневой палец стопорным кольцом. |
При сборке поршня и шатуна стрелка на головке поршня должна быть направлена к шкиву коленчатого вала и смазочное отверстие на нижней головке шатуна к выпускному коллектору. |
Установите компрессионные и маслосъемные кольца на поршни. При установке маслосъемного кольца сначала вставьте расширительное кольцо, затем два направляющих кольца. |
Установите нижнее компрессионное кольцо меткой «R» вверх. |
|
Поверните поршневые кольца так, чтобы замки колец располагались, как показано на рисунке 3.73. |
Смажьте поршни, кольца, стенки цилиндров и вкладыши шатунных шеек и шейки коленчатого вала моторным маслом. |
Закрепите трубку, одетую на резьбовую шпильку шатуна, для предотвращения повреждения стенок цилиндров и коренных шеек коленчатого вала. |
Перед установкой поршня в цилиндр, поршневые кольца надо сжать стяжным ленточным хомутом 09916—77310. |
|
Вставьте поршень с поршневыми кольцами, сжатыми стяжным ленточным хомутом, в верхнюю часть цилиндра. При этом стрелки на днищах поршней должны быть направлены к шкиву коленчатого вала. Используя деревянный брусок или ручку молотка, вдавите поршень в цилиндр (рисунок 3.74). |
Проверьте совмещение нижней головки шатуна с шейкой коленчатого вала. При необходимости доверните поршень шатуном и установите нижнюю головку шатуна с вкладышем на шейку коленчатого вала. |
Установите нижний вкладыш шатунного подшипника на шейку коленчатого вала. |
Установите крышку шатуна, чтобы стрелка на крышке была направлена к шкиву коленчатого вала. Закрепите крышки гайками, затянув их моментом 31—35 Н·м. |
Установите маслоприемный патрубок масляного насоса и закрепите болтами, затянув их моментом 9—12 Н·м. |
Установите масляный поддон в течение 5 мин после нанесения слоя жидкой прокладочной мастики (герметика). |
Затяните болты и гайки крепления масляного поддона моментом 9—12 Н·м. |
Установите и закрепите болтами 1 (см. рисунок 3.60) нижний кронштейн крепления двигателя и генератор. Затяните болты моментом 35—41 Н·м |
Установите и закрепите болтами 4 (см. рисунок 3.60) верхний кронштейн крепления двигателя и скользящий хомут генератора. Затяните болты моментом 35—41 Н·м. |
Установите и закрепите генератор болтами и гайками. Затяните нижний болт и гайку крепления генератора моментом 18—28 Н·м. |
Установите ремень генератора. Затяните регулировочный болт натяжителя ремня генератора моментом 18—28 Н·м. |
Установите кронштейн крепления двигателя. |
|
Установите и закрепите болтами кронштейн 1 (рисунок 3.75) компрессора кондиционера/насоса усилителя рулевого управления. Затяните болты а (см. рисунок 75) кронштейна моментом 18—22 Н·м, а болты b моментом 35—41 Н·м. |
|
Установите и закрепите болтами/гайками и регулировочным болтом кронштейн насоса усилителя рулевого управления 1 (рисунок 3.76). |
Затяните болт а (см. рисунок 3.76) заднего кронштейна насоса усилителя рулевого управления моментом 18—22 Н·м. |
Затяните регулировочный болт и гайку b (см. рисунок 3.76) заднего кронштейна насоса усилителя рулевого управления моментом 20—24 Н·м. |
Установите компрессор кондиционера в нормальное положение. Затяните болты с (см. рисунок 3.76) моментом 18—22 Н·м, а болты d моментом 20—24 Н·м. |
Установите ремень привода насоса усилителя рулевого управления/кондиционера. |
Установите головку блока цилиндров с впускным и выпускным коллекторами и распределителем зажигания. |
Установите зубчатый ремень и остальные детали. |
Установите сцепление и коробку передач. |
Залейте в двигатель моторное масло. |
Залейте в систему охлаждения охлаждающую жидкость. |
Залейте жидкость в гидравлическую систему усилителя рулевого управления и удалите воздух. |
Заправьте хладагент в систему кондиционирования. |
Долейте масло в коробку передач, если необходимо. |
Подсоедините провод «массы» к аккумуляторной батарее. |
Пустите двигатель. |