МАТИЗ
 ремонт и эксплуатация
 
Характеристики   •   Эксплуатация   •   Двигатель   •   Кузов   •   Трансмиссия   •   Рулевое   •   Тормоза   •   Ходовая   •   Электрика   •   Схемы
Сцепление
Неисправности сцепления
Ремонт сцепления
Коробка передач
Неисправности коробки передач
Снятие и установка коробки передач
Детали коробки передач
Разборка коробки передач
Разборка узлов коробки передач
Валы привода
Неисправности валов привода
Снятие валов привода
Ремонт шарнира вала привода
Ремонт внешнего шарнира вала привода

Разборка узлов коробки передач



Первичный вал коробки передач
Разборка

Рисунок 4.79. Детали первичного и вторичного валов: 1 — стопорное кольцо первичного вала; 2 — зубчатое кольцо синхронизатора пятой передачи; 3 — муфта синхронизатора пятой передачи; 4 — пружина синхронизатора пятой передачи; 5 — сухарь синхронизатора; 6 — ступица синхронизатора пятой передачи; 7 — зубчатое кольцо синхронизатора пятой передачи; 8 — шестерня пятой передачи первичного вала; 9 — подшипник пятой передачи первичного вала; 10 — втулка шестерни пятой передачи первичного вала; 11 — левый подшипник первичного вала; 12 — шестерня четвертой передачи первичного вала; 13 — зубчатое колесо синхронизатора четвертой передачи; 14 — подшипник четвертой передачи первичного вала; 15 — муфта синхронизатора 3—4 передач; 16 — пружина синхронизатора 3—4 передач; 17 — сухарь синхронизатора 3—4 передач; 18 — ступица синхронизатора 3—4 передач; 19 — зубчатое колесо синхронизатора третьей передачи; 20 — шестерня третьей передачи первичного вала; 21 — подшипник третьей передачи первичного вала; 22 — первичный вал; 23 — правый подшипник первичного вала; 24 — сальник первичного вала; 25 — болт крепления вала шестерни задней передачи; 26 — вал шестерни задней передачи; 27 — шестерня задней передачи; 28 — гайка вторичного вала; 29 — шестерня пятой передачи вторичного вала; 30 — регулировочная прокладка подшипника вторичного вала; 31 — левый подшипник вторичного вала; 32 — шестерня четвертой передачи вторичного вала; 33 — втулка шестерен 3—4 передач вторичного вала; 34 — шестерня третьей передачи вторичного вала; 35 — шестерня второй передачи вторичного вала; 36 — зубчатое колесо синхронизатора второй передачи; 37 — подшипник шестерни второй передачи вторичного вала; 38 — стопорное кольцо синхронизатора 1—2 передач; 39 — муфта синхронизатора 1—2 передач; 40 — пружина синхронизатора 1—2 передач; 41 — сухарь синхронизатора 1—2 передач; 42 — ступица синхронизатора 1—2 передач; 43 — зубчатое колесо синхронизатора первой передачи; 44 — шестерня первой передачи вторичного вала; 45 — подшипник первой передачи вторичного вала; 46 — вторичный вал; 47 — правый подшипник вторичного вала

Детали первичного и вторичного валов приведены на рисунок 4.79.
Снимите коробку передач.

Рисунок 4.80. Использование приспособления DW09921—57810 для снятия правого подшипника (1) первичного вала

Расположите правый подшипник 1 первичного вала на съемнике DW09921—57810 и снимите его (рисунок 4.80).

Рисунок 4.81. Использование приспособления DW09921—57810 для снятия втулки (1), левого подшипника (2) и шестерни пятой передачи (3)

Расположите шестерню пятой передачи на съемнике подшипника DW09921—57810, выпрессуйте вал и снимите втулку 1 (рисунок 4.81) шестерни пятой передачи, левый подшипник 2 и шестерню пятой передачи 3.
Снимите подшипник шестерни четвертой передачи.

Рисунок 4.82. Снятие зубчатого кольца и волновой пружины синхронизатора четвертой передачи

Снимите зубчатое кольцо и волновую пружину синхронизатора четвертой передачи (рисунок 4.82).

Рисунок 4.83. Снятие стопорного кольца синхронизатора третьей-четвертой передач

Снимите стопорное кольцо синхронизатора третьей-четвертой передач (рисунок 4.83).

Рисунок 4.84. Использование приспособления DW09921—57810 для снятия ступицы (1) синхронизатора третьей-четвертой передач в сборе и шестерни третьей передачи и зубчатого кольца синхронизатора (2)

Расположите шестерню пятой передачи на съемнике подшипника DW09921—57810, выпрессуйте вал и снимите ступицу 1 (рисунок 4.84) синхронизатора третьей-четвертой передач в сборе и шестерню третьей передачи и зубчатое кольцо синхронизатора 2.
Разберите ступицу третьей-четвертой передач в следующем порядке:

Рисунок 4.85. Снятие ступицы (1) третьей-четвертой передач, муфты синхронизатора и сухаря (2) и пружины синхронизатора (3)

- снимите ступицу 1 (рисунок 4.85);
- снимите муфту синхронизатора и сухарь 2;
- снимите пружины синхронизатора 3.

Рисунок 4.86. Снятие подшипника (1) шестерни третьей передачи первичного вала

Снимите подшипник 1 (рисунок 4.86) шестерни третьей передачи первичного вала.

Рисунок 4.87. Измерение зазора между зубчатым кольцом синхронизатора с шестерней

Совместите зубчатое кольцо синхронизатора с шестерней и измерьте зазор как показано на рисунок 4.87. Номинальное значение зазора 1,0 мм, предельно допустимое значение — 0,5 мм. Если измеренная величина меньше предельно допустимой, замените зубчатое кольцо синхронизатора.
Проверьте совмещение конуса. При ненормальной работе синхронизатора соединение между внутренней поверхностью зубчатого кольца и конусом рассматривается частично дефектной несмотря на правильный зазор между шестерней и зубчатым кольцом. Поэтому конус и внутреннюю поверхность зубчатого кольца следует проверить. Внутренняя поверхность зубчатого кольца должна быть гладкой. Поверхность черного цвета ненормальная; если проверка сложная, выполните проверку после нанесения свинцового сурика. Конус может иметь волнообразный износ.

Рисунок 4.88. Места измерения ширины паза сухаря зубчатого кольца синхронизатора

Проверьте ширину паза сухаря зубчатого кольца синхронизатора (рисунок 4.88). Номинальные и предельно допустимые величины ширины приведены в табл. 4.8. Если ширина превышает предельно допустимую величину, замените зубчатое кольцо синхронизатора.
Проверьте износ зубчатого кольца синхронизатора, при необходимости, замените его.

Таблица 4.8      Величины ширины паза сухаря зубчатого кольца синхронизатора
Шестерня
Ширина паза сухаря, мм

номинальная
предельно допустимая
1-й передачи
8,2
8,6
2-й, 3-й, 4-й передач
9,6
10,0
5-й передачи
9,4
9,8


Рисунок 4.89. Сухари (1) и пружины (2) синхронизатора

Проверьте на отсутствие износа сухарь синхронизатора 1 (рисунок 4.89).
Проверьте на отсутствие ослабления, повреждений или поломки пружины 2.
Сборка

Рисунок 4.90. Установка подшипника (1) шестерни третьей передачи и зубчатого кольца (2) синхронизатора третьей передачи

Нанесите тонкий слой трансмиссионного масла и установите подшипник 1 (рисунок 4.90) шестерни третьей передачи и зубчатое кольцо 2 синхронизатора третьей передачи.
Соберите ступицу синхронизатора третьей-четвертой передач в следующем порядке:
- установите пружины синхронизатора в ступицу;

Рисунок 4.91. Установка ступицы синхронизатора третьей-четвертой передачи: 1 — ступица; 2 — муфта; А и В — выступание пружины и сухаря синхронизатора

- установите сухарь синхронизатора. В случае сборки муфты синхронизатора и ступицы, необходимо соблюдение условия А=В (рисунок 4.91);
- установите ступицу 1 в муфту 2.

Рисунок 4.92. Использование молотка и инструмента DW09940—53111 для установки ступицы синхронизатора третьей-четвертой передач в сборе (1) на первичный вал

Используя молоток и инструмент DW 09940—53111, установите ступицу синхронизатора третьей-четвертой передач в сборе 1 (рисунок 4.92) на первичный вал.
Расположите наиболее длинную часть фланца ступицы по направлению к шестерне третьей передачи и совместите сухарь и канавку на зубчатом кольце. При перепрессовке зубья шестерни могут быть повреждены.
Установите стопорное кольцо синхронизатора третьей-четвертой передач (см. рисунок 4.83). Совместите канавку на зубчатом кольце с сухарем ступицы и установите зубчатое кольцо синхронизатора четвертой передачи и волновую пружину.

Рисунок 4.93. Установка на первичный вал подшипника (1) и шестерни (2) четвертой передачи

Установите подшипник 1 (рисунок 4.93) четвертой передачи первичного вала и шестерню 2 четвертой передачи.

Рисунок 4.94. Установка на первичный вал втулки шестерни пятой передачи (1) и левого подшипника (2) первичного вала

Используя молоток и инструмент DW 09925—98221, установите на вал втулку шестерни пятой передачи 1 (рисунок 4.94) и левый подшипник 2 первичного вала.

Рисунок 4.95. Установка на первичный вал правого подшипника (1)

Используя молоток и инструмент DW 09925—9822, установите на вал правый подшипник 1 (рисунок 4.95).
Установите зубчатый механизм.
Вторичный вал коробки передач
Разборка
Снимите зубчатый механизм.

Рисунок 4.96. Использование приспособления DW 09921—57810 для снятия левого подшипника (1) вторичного вала и шестерни пятой передачи (2)

Снимите правый подшипник вторичного вала. Расположите шестерню пятой передачи на приспособлении DW 09921—57810 и выпрессуйте левый подшипник 1 (рисунок 4.96) вторичного вала и шестерню пятой передачи 2.
Снимите втулку третьей-четвертой передач вторичного вала.

Рисунок 4.97. Использование приспособления DW 09921—57810 для снятия шестерни третьей (1) и второй (2) передачи

Расположите шестерню пятой передачи на приспособлении DW 09921—57810 и выпрессуйте шестерни третьей 1 (рисунок 4.97) и второй 2 передачи.
Снимите подшипник шестерни второй передачи вторичного вала.
Снимите зубчатое колесо шестерни второй передачи.

Рисунок 4.98. Снятие стопорного кольца синхронизатора первой-второй передач

Снимите стопорное кольцо синхронизатора первой-второй передач (рисунок 4.98).

Рисунок 4.99. Использование приспособления DW 09921—57810 для снятия ступицы синхронизатора в сборе (1) и шестерни первой передачи/зубчатого кольца синхронизатора первой передачи (2)

Расположите шестерню пятой передачи на приспособлении DW 09921—57810 и выпрессуйте ступицу синхронизатора в сборе 1 (рисунок 4.99) и шестерню первой передачи/ зубчатое кольцо синхронизатора первой передачи 2.
Снимите зубчатое кольцо синхронизатора первой передачи с шестерни первой передачи.
Разберите ступицу первой-второй передач в следующем порядке:

Рисунок 4.100. Снятие ступицы (1) первой-второй передач, муфты синхронизатора и сухаря (2) и пружины синхронизатора (3)

-снимите ступицу 1 (рисунок 4.100);
-снимите муфту синхронизатора и сухарь 2;
-снимите пружины синхронизатора 3.

Рисунок 4.101. Снятие подшипника первой передачи вторичного вала

Снимите подшипник первой передачи вторичного вала (рисунок 4.101).
Проверьте муфту на ненадлежащую работу после сборки ступицы и муфты.
Проверьте на отсутствие износа ступицу и муфту.
Сборка

Рисунок 4.102. Установка на вторичный вал подшипника (1) шестерни первой передачи, шестерни (2) первой передачи и зубчатого колеса синхронизатора (3) первой передачи

Нанесите слой трансмиссионного масла и установите на вторичный вал подшипник 1 (рисунок 4.102) шестерни первой передачи, шестерню 2 первой передачи и зубчатое колесо синхронизатора 3 первой передачи.

Рисунок 4.103. Ширина канавки для сухаря: А = 8,2 мм — первого зубчатого кольца синхронизатора; В = 9,6 мм — второго зубчатого кольца синхронизатора

Будьте осторожны, так как имеется разница в ширине канавки для сухаря между первым и вторым зубчатыми кольцами синхронизатора (рисунок 4.103). Ширина канавки для сухаря первого зубчатого кольца синхронизатора равна 8,2 мм, а для второго зубчатого кольца синхронизатора — 9,6 мм.
Соберите ступицу синхронизатора первой-второй передачи в следующем порядке:
-установите пружины синхронизатора в ступицу;

Рисунок 4.104. Установка ступицы синхронизатора первой-второй передачи: 1 — ступица; 2 — муфта; А и В — выступание пружины и сухаря синхронизатора

-установите сухарь синхронизатора. В случае сборки муфты синхронизатора и ступицы, необходимо соблюдение условия А=В (рисунок 4.104);
-установите ступицу 1 в муфту 2.

Рисунок 4.105. Использование инструментов DW09940—53111 и КМ466—А для установки ступицы синхронизатора первой-второй передач в сборе (1) на вторичный вал

Используя инструменты DW 09940— 53111 и КМ466—А, установите ступицу синхронизатора первой-второй передач в сборе 1 (рисунок 4.105) на вторичный вал. Расположите сухарь синхронизатора в канавке зубчатого кольца синхронизатора.
Установите второе зубчатое колесо, совместив второе зубчатое колесо с сухарем.
Установите стопорное кольцо первого-второго зубчатых колец синхронизатора (см. рисунок 4.98).

Рисунок 4.106. Установка на вторичный вал подшипника (1) и шестерни (2) второй передачи

Установите подшипник 1 (рисунок 4.106) и шестерню 2 второй передачи.

Рисунок 4.107. Использование молотка и инструмента DW09913—80112 для установки втулки шестерен четвертой-пятой передач (1) и шестерни третьей передачи (2)

Используя молоток и инструмент DW 09913—80112, установите на вторичный вал втулку шестерен четвертой-пятой передач 1 (рисунок 4.107) и шестерню третьей передачи 2.

Рисунок 4.108. Использование молотка и инструмента DW09925—98221 для установки на вторичный вал шестерни четвертой передачи (1)

Используя молоток и инструмент DW 09925—98221, установите на вторичный вал шестерню четвертой передачи 1 (рисунок 4.108).

Рисунок 4.109. Использование молотка и инструмента DW09925—98221 для установки левого подшипника (1) на вторичный вал

Используя молоток и инструмент DW 09913—80112, установите левый подшипник 1 (рисунок 4.109) на вторичный вал.
Установите правый подшипник на вторичный вал.
Установите зубчатый механизм.
Вилки переключения передач
Разборка

Рисунок 4.110. Вилки переключения передач: 1 — вал переключения передач в сборе; 2 — болт блокировки переключения; 3 — рычаг переключения передач; 4 — рычаг выбора передач в сборе; 5 — пыльник вала переключения передач; 6 — механизм управления переключением передач; 7 — направляющий болт переключения; 8 — направляющая пластина механизма управления переключением передач; 9 — прокладка механизма управления переключением передач; 10 — вилка переключения первой-второй передач; 11 — вал переключения первой-второй передач; 12 — шарик/пружина вала переключения первой-второй передач; 13 — кулачок переключения первой-второй передач; 14 — кулачок переключения третьей-четвертой передач; 15 — шарик/пружина вала переключения третьей-четвертой передач; 16 — вал переключения третьей-четвертой передач; 17 — вилка переключения третьей-четвертой передач; 18 — рычаг переключения задней передачи; 19 — шарик пятой/задней передач; 20 — шарик/пружина вала переключения пятой/ задней передач; 21 — направляющие шарик/пружина вала переключения задней передачи; 22 — вал переключения пятой/задней передач; 23 — кулачок переключения пятой/ задней передач; 24 — направляющий шарик вилки переключения пятой передачи; 25 — вилка переключения пятой передачи; 26 — рычаг переключения задней передачи

Вилки переключения передач показаны на рисунок 4.110.
Снимите зубчатый механизм.
Снимите каждый вал переключения в сборе с зубчатого механизма.
Разберите вал переключения первой-второй передач в следующем порядке:
-закрепите вал переключения первой-второй передач в сборе в тисках с мягкими губками;

Рисунок 4.111. Использование молотка и зубила для снятия пальца вилки переключения первой-второй передач

- молотком и зубилом выбейте палец (рисунок 4.111) вилки переключения первой-второй передач;

Рисунок 4.112. Расположение пальца (1) вилки переключения первой-второй передач (2) и пальца (3) кулачка переключения шестерни первой-второй передач (4)

-снимите вилку 2 (рисунок 4.112) переключения шестерни первой-второй передач;
-молотком и зубилом выбейте палец 3 кулачка переключения шестерни первой-второй передач;
-снимите кулачок 4 переключения шестерни первой-второй передач.
Разберите вал переключения третьей-четвертой передач в сборе в следующем порядке:
-закрепите вал переключения третьей-четвертой передач в сборе в тисках с мягкими губками;

Рисунок 4.113. Расположение пальца (1) вилки переключения третьей-четвертой передач (2) и пальца (3) кулачка переключения шестерни третьей-четвертой передач (4)

-молотком и зубилом выбейте палец 1 (рисунок 4.113) вилки переключения третьей-четвертой передач;
-снимите вилку переключения третьей-четвертой передач 2;
-молотком и зубилом выбейте палец 3 (см. рисунок 4.113) кулачка переключения третьей-четвертой передач;
-снимите вилку переключения третьей-четвертой передач 4.
Разберите вал переключения пятой—задней передач в сборе в следующем порядке:

Рисунок 4.114. Снятие вала переключения (1) и шарика (2) шестерни пятой—задней передач и направляющего шарика и пружины (3) переключения задней передачи

-нажмите и снимите вал переключения без кулачка 1 (рисунок 4.114);
-снимите шарик 2 шестерни пятой-задней передач и направляющие шарик и пружину 3 переключения задней передачи;
-закрепите вал переключения в тисках с мягкими губками;

Рисунок 4.115. Расположение пальца (1) кулачка переключения задней передачи (2) и пальца (4) кулачка переключения пятой передачи (3)

-молотком и зубилом выбейте палец 1 (рисунок 4.115) кулачка переключения задней передачи;
-снимите кулачок 2 переключения задней передачи;
-молотком и зубилом выбейте палец 4 кулачка переключения пятой передачи;
-снимите кулачок 3 переключения пятой передачи.
Проверьте на отсутствие изгиба, деформации или повреждения вала переключения и, при необходимости, замените вал.

Рисунок 4.116. Измерение толщины конца вилки переключения

Измерьте толщину конца вилки переключения (рисунок 4.116). Номинальные и предельно допустимые величины толщины конца вилки переключения приведены в табл. 4.9. Если ширина ниже предельно допустимой величины, замените вилку.

Таблица 4.9     Толщины конца вилки переключения
Вилка переключения
Толщина конца вилки переключения, мм

номинальная
предельно допустимая
Первой-второй передачи
8,7
8,1
Третьей-четвертой передачи
7,8
7,2
Пятой передачи
7,8
7,2

Сборка
Сборку вилок переключения передач проводите в последовательности, обратной снятию. При сборке устанавливайте новые пальцы крепления вилок и кулачков.
Дифференциал
Разборка

Рисунок 4.117. Детали дифференциала и картера коробки передач: 1 — ведомая шестерня спидометра; 2 — пробка для проверки уровня масла; 3 — левая прокладка; 4 — крышка картера; 5 — выключатель фонаря заднего хода; 6 — правый картер коробки передач; 7 — пластина; 8 — левый картер коробки передач; 9 — пробка слива масла; 10 — пластина с канавкой для масла; 11 — пластина боковая; 12 — боковая крышка; 13 — зубчатое колесо дифференциала; 14 — левый сальник дифференциала; 15 — левый подшипник дифференциала; 16 — картер дифференциала; 17 — шестерня привода спидометра; 18 — левый подшипник дифференциала; 19 — правый сальник дифференциала; 20 — палец вала шестерни дифференциала; 21 — регулировочная прокладка сателлита; 22 — сателлит; 23 — вал шестерни дифференциала; 24 — шестерня дифференциала; 25 — шайба шестерни дифференциала

Детали дифференциала и картера коробки передач показаны на рисунок 4.117.
Снимите дифференциал в сборе.
Снимите зубчатое колесо дифференциала в следующем порядке:
- закрепите дифференциал в сборе в тисках с мягкими губками;

Рисунок 4.118. Расположение болтов (1) крепления зубчатого колеса дифференциала (2)

- выверните болты 1 (рисунок 4.118);
- снимите зубчатое колесо 2.

Рисунок 4.119. Использование молотка и зубила для выбивания пальца шестерни дифференциала

Молотком и зубилом выбейте палец шестерни дифференциала (рисунок 4.119).

Рисунок 4.120. Извлечение вала (1) из коробки дифференциала

Извлеките вал 1 (рисунок 4.120) из коробки дифференциала.
Снимите шестерни и сателлиты в следующем порядке:

Рисунок 4.121. Расположение шестерни и шайбы (1), сателлитов (2) и регулировочных прокладок (3) сателлитов

- вращая сателлит, снимите шестерни и шайбы 1 (рисунок 4.121);
- снимите сателлиты 2;
- снимите регулировочные прокладки 3 с сателлитов.

Рисунок 4.122. Использование съемника DW 220—020А—01 и держателя подшипника дифференциала DW220—020А—02 для снятия правого подшипника дифференциала и шестерни привода спидометра (1)

Используя съемник DW220—020А—01 и держатель подшипника дифференциала DW220—020А—02, снимите правый подшипник дифференциала и шестерню привода спидометра 1 (рисунок 4.122).

Рисунок 4.123. Использование съемника DW 220—020А—01 и держателя подшипника дифференциала DW 220—020А—03 для снятия левого подшипника дифференциала (1)

Используя съемник DW220—020А—01 и держатель подшипника дифференциала DW220—020А—03, снимите левый подшипник дифференциала 1 (рисунок 4.123).

Рисунок 4.124. Измерение люфта боковой опоры дифференциала по оси сателлита (1)

Измерьте люфт боковой опоры дифференциала по оси сателлита 1 (рисунок 4.124). Номинальное значение люфта 0,05 мм, предельно допустимое значение — 0,33 мм. Если люфт превышает предельно допустимое значение, замените сателлит.
Проверьте на отсутствие износа или задиров регулировочной прокладки опоры.
Сборка
Нанесите слой трансмиссионного масла на внутренние детали: подшипник, шайбу, регулировочную прокладку и т. д.

Рисунок 4.125. Использование инструмента 09913—76010 и молотка для установки левого подшипника (1) дифференциала

Используя инструмент 09913—76010 и молоток, установите левый подшипник 1 (рисунок 4.125) дифференциала.

Рисунок 4.126. Использование инструмента 09913—76010 и молотка для установки шестерни привода спидометра (1) и правого подшипника дифференциала (2)

Используя инструмент 09913—76010 и молоток, установите шестерню привода спидометра 1 (рисунок 4.126) и правый подшипник дифференциала 2.
Установите сателлиты и шестерни в следующем порядке:
- введите регулировочную прокладку опоры в сателлиты;

Рисунок 4.127. Установка в коробку дифференциала сателлитов (1) и шестерен и шайб (2)

- установите сателлиты 1 (рисунок 4.127);
- установите шестерни и шайбы 2.
Установите палец и вал шестерни в следующем порядке:

Рисунок 4.128. Установка вала (1) внутрь отверстия шестерни и место расположение пальца (2)

- вращая, установите вал 1 (рисунок 4.128) внутрь отверстия шестерни;
- зубилом и молотком запрессуйте новый палец 2.
Закрепите коробку дифференциала в тисках с мягкими губками.

Рисунок 4.129. Расположение болтов крепления зубчатого колеса (1) дифференциала

Установите зубчатое колесо 1 (рисунок 4.129) и закрепите болтами, затянув их моментом 80—100 Н·м.
Установите дифференциал в сборе.