Двигатель
Неисправности двигателя
Диагностика двигателя
Воздушный фильтр
Вентиляция картера
Впускной коллектор
Выпускной коллектор
Зубчатый ремень
Масляный поддон
Масляный насос
Головка блока цилиндров
Подушка подвески двигателя
Передняя подушка подвески двигателя
Снятие и установка двигателя
Ремонт ГБЦ
Блок цилиндров, коленвал и поршни
Система охлаждения
Неисправности системы охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Расширительный бачок
Вентилятор радиатора
Радиатор
Термостат
Корпус распределителя зажигания
Датчик температуры системы охлаждения
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Водяной насос
Топливная система
Замена топливного насоса
Замена регулятора давления топлива
Замена топливного бака
Снятие топливной рампы, замена форсунок
Замена адсорбера и клапана
ЭСУД
Диагностика ЭСУД
Замена датчиков ЭСУД
Замена датчика абсолютного давления
Замена клапана контроля холостого хода
Замена дроссельного узела
Клапан рециркуляции ОГ
Замена блока ЭБУ
Выхлопная система
Ремонт выхлопной системы

Двигатель


Рисунок 3.1. Расположение элементов системы смазки двигателя: а — шкив коленчатого вала; b — масляный насос; с — канал; d — поршень; f — коромысла; k — распределительный вал; l — клапана; m — канал; n — масляный фильтр; о — маслоприемная труба

Двигатель четырехтактный, с водяным охлаждением и рядным расположением трех цилиндров с рабочим объемом 769 см3 (68,5х72,0 мм). Смазка двигателя осуществляется под давлением, создаваемым масляным насосом трохоидального типа, расположенным на коленчатом валу со стороны шкива коленчатого вала а (рисунок 3.1). Масло забирается масляным насосом b через маслоприемную трубу о и под давлением подается к масляному фильтру n. Фильтрованное масло движется через два канала в блок цилиндров. Через канал m масло подается к коренным подшипникам и коренным шейкам коленчатого вала. Масло от коренных подшипников коленчатого вала поступает к шатунным подшипникам через канал, просверленный в коленчатом валу. Затем масло разбрызгивается из маленького отверстия на большом конце шатуна, обеспечивая смазку поршней d, поршневых колец и стенок цилиндров. По каналу с, масло поступает в головку блока цилиндров и смазывает коромысла f, клапан l, распределительный вал k и т.д. через отверстие в оси коромысел.

Рисунок 3.2. Головка блока цилиндров и клапана: а — впускной клапан; b — ось коромысел; с — коромысло; d — распределительный вал; е — выпускной клапан

Головка блока цилиндров выполнена из литого алюминиевого сплава для улучшения прочности, твердости и уменьшения веса. Распределительный вал d (рисунок 3.2) и ось коромысел b расположены линейно.
Камера сгорания в соединении с впускным коллектором составляют систему, увеличивающую завихрение топливной смеси. В двигателях используется схема поперечного потока, при которой топливовоздушная смесь поступает в цилиндры двигателя с одной стороны двигателя, а отработавшие газы удаляются с другой стороны двигателя. При такой конструкции двигателя достигается лучшее заполнение цилиндров топливовоздушной смесью и удаление продуктов сгорания.
Коромысла с движутся вверх—вниз, закрывая и открывая впускные а и выпускные е клапаны, поворачиваясь на оси коромысел кулачками распределительного вала на каждом этапе впуска и выпуска.
Блок цилиндров самая большая деталь двигателя, к его наружной поверхности крепятся все необходимые детали. Внутри блока цилиндров имеются отверстия для предотвращения перегрева и для смазки блока цилиндров.
Коленчатый вал преобразовывает поступательное движение во вращательное посредством шатунов, передающих энергию, вырабатываемую сгоранием топливной смеси. С одной стороны к коленчатому валу прикреплены масляный насос, шкив коленчатого вала и шкив зубчатого ремня, с другой стороны — гнездо масляного сальника и маховик. Во избежание изгибов и деформаций использованы специальные сорта стали высокой прочности. Коренные подшипники изготовлены из алюминиевого сплава.
Упорные полукольца расположены около коренного подшипника №3.
Шатуны изготовлены из кованной стали в виде «I», нижней головкой, соединенной с коленчатым валом и верхней головкой, соединенной с поршневым пальцем для передачи энергии.
Нижняя головка шатуна разъемная, а верхняя и нижняя части скреплены болтами после установки шатунных подшипников.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава с высокой теплопроводностью и надлежащим образом удовлетворяющие требованиям для продолжительного и высокоскоростного поступательного движения.
Поршневые кольца состоят из двух компрессионных колец и одного маслосъемного кольца и установлены в канавках поршня для обеспечения высокой скорости поступательного движения и создания герметичности в цилиндре. Это важная деталь для обеспечения компрессии, отсутствия потребления масла и передачи давления.
Поршневой палец «плавающего» типа шарнирно соединяет поршень с верхней головкой шатуна. Поршень может свободно поворачиваться как в верхней головке шатуна, так и в бобышках поршня. Осевое перемещение пальца ограничивается двумя стальными кольцами. Палец использован для передачи энергии от головки поршня к шатуну.
Зубчатый ремень соединяет шкив распределительного вала и шкив коленчатого вала. Зубчатый ремень координирует вращение коленчатого вала с распределительным валом и обеспечивает их синхронизированное вращение. Зубчатый ремень также приводит в действие водяной насос.
Натяжитель ремня должным образом поддерживает натяжение зубчатого ремня. Зубчатый ремень изготовлен из упругой усиленной резины и не требует смазки.
Подвеска двигателя предназначена для поглощения или понижения вибрации двигателя и толчков от неровностей дорожного покрытия. Подвеска двигателя закреплена в передней, задней и правой частях двигателя, а одна подвеска прикреплена со стороны коробки передач.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ

Описание
Характеристики и параметры
Тип двигателя
с верхним расположением распределительного вала L-1
Диаметр цилиндра, мм
68,5
Ход поршня, мм
72,0
Рабочий объем, см3
796
Степень сжатия
9,3:1
Компрессия в цилиндрах, кПа

номинальная
1225,75
предельно допустимая
1176,72-1274,78
Максимальная мощность, кВт при 6000 мин-1
37,5
Максимальный момент, Н•м при 4800 мин-1
68,6
Частота вращения холостого хода, мин-1

при включенном кондиционере
1000±50
при выключенном кондиционере
950

Характеристики системы смазки

Параметр
Номинальное значение или тип
Тип смазки
принудительный
Тип масляного насоса
вращающийся
Тип масляного фильтра
полнопоточный
Давление масла при 2000 мин-1, кПа
245,15-294,18
Объем поддона, включая масляный фильтр, л
2,7

Зазоры и размеры двигателя

Параметр
Номинальное значение, мм
Предельно допустимое значение, мм
Распределительный вал


высота кулачка впускных клапанов
35,156
35,124
высота кулачка выпускных кулачков
34,814
34,789
прогиб
-
0,03 и меньше
зазор в шейках
0,050-0,091
0,15
внешний диаметр шейки


  № 1
43,425 - 43,450
43,375
  № 2
43,625-43,650
43,575
  № 3
43,825-43,850
43,775
  № 4
44,025-44,050
43,975
Головка блока цилиндров


внутренний диаметр отверстия под шейку


  № 1
43,500-43,516
43,525
  № 2
43,700-43,716
43,725
  № 3
43,900-43,916
43,925
  № 4
44,100-44,116
44,125
деформация поверхности плоскости
-
0,05
деформация поверхности коллекторов
-
0,1
Ось коромысел


прогиб
-
0,1
зазор
0,005-0,040
0,06
Клапаны


радиальное перемещение клапана
в направляющей втулке
-
0,08
ширина контакта


  впускные клапаны
1,46-1,66
-
  выпускные клапаны
1,46-1,66
-
Направляющая втулка клапанов


выступающая часть
14
-
зазор


  впускные клапаны
0,020-0,047
0,07
  выпускные клапаны
0,045-0,072
0,09
внутренний диаметр


  впускные клапаны
5,500-5,512
5,53
  выпускные клапаны
5,500-5,512
5,53
Стержень клапана


диаметр


  впускные клапаны
5,456-5,480
-
  выпускные клапаны
5,440-5,455
-
зазор кромок


  впускные
-
0,14
  выпускные
-
0,18
износ кромок
-
0,05
Пружина клапана


свободная высота
54,45
53,4
предварительный натяг
23,4-27,0
22,0
прямоугольность
-
2,4
диаметр
-
68,57
Отверстие цилиндра


конусность (максимальная)
-
0,1 и меньше
овальность
-
0,05 и меньше
Поршень


диаметр


  номинальный
68,465 - 68,485
-
  увеличенный размер 0,25
68,715-68,735
-
  увеличенный размер 0,50
68,965-68,985
-
зазор
0,025-0,045 
-
Поршневые кольца


зазор канавок для колец


  1-е компрессионное кольцо
0,02-0,06
0,1
  2-е компрессионное кольцо
0,02-0,06
0,1
  маслосъемное кольцо
0,06-0,10
-
зазор в замке


  1-е компрессионное кольцо
0,15-0,30
0,7
  2-е компрессионное кольцо
0,15-0,30
0,7
  маслосъемное кольцо
0,20-0,70
1,8
Поршневой палец


диаметр
15,996-16,000
-
внутренний диаметр отверстия
16,006-16,014
-
зазор
0,006-0,019
-
Шатун:


зазор между нижней головкой шатуна
и упорными полукольцами
0,1-0,2
0,35
прогиб, 100 мм
-
0,05
кручение, 100 мм
-
0,1
масляный зазор
0,02-0,04
0,065
Коленчатый вал:


биение
-
0,03
зазор упорных полуколец
0,11-0,31
0,4
овальность/конусность
-
0,01
масляный зазор вкладыша
0,02-0,04
0,065
внешний диаметр коренной шейки
43,982-44,000
-
Биение маховика
-
0,2
Блок цилиндров:


деформация поверхности головки
-
0,05
неплоскостность поверхности
-
0,03
Масляный насос:


зазор ротора
0,31
-
боковой зазор
0,15
-

Зазоры клапанов

Клапаны
Зазор клапанов, мм
Холодный двигатель

впускные
0,15±0,02
выпускные
0,32±0,02
Горячий двигатель

впускные
0,25±0,02
выпускные
0,42±0,02